Фактор "Неэффективность налогообложения"


Налоговая система РФ − это совокупность взимаемых на территории РФ федеральных, региональных и прочих видов налогов и налоговых сборов. В России существуют три режима налогообложения:

1.Общая система налогообложения;

2.Упрощенная система налогообложения;

3.Единый налог на вмененный доход.

Отнесение к той или иной системе налогообложения регулируется законодательно.

Объектами налогообложения являются:

        прибыль (доход);

        стоимость определённых товаров;

        добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

        имущество юридических и физических лиц;

        передача имущества (дарение, наследование);

        операции с ценными бумагами;

        отдельные виды деятельности;

        другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Существующая система налогообложения реализует ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

  фискальная функция, посредством которой осуществляется формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

    распределительная функция, состоящая в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Другими словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

  регулирующая функция, направленная на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Одной из подфункций регулирующей функции является стимулирующая функция, направленная на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Кроме перечисленных, важно отметить также контрольную, с помощью которой осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за их источниками доходов и расходами, и воспроизводственную функцию, которая предназначена для аккумулирования средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговая система способна быть мощным стимулом развития экономики. Реализуя функции налогообложения, государство способно создать благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер, выбранных в качестве приоритетных в стратегии развития страны. Например, целевыми установками системы налогообложения могут быть:

        стимулирование инвестирования;

        формирование новых рабочих мест;

        обеспечение конкурентоспособности продукции путём стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных исследований;

        проведение протекционистской политики, способствование отраслевому и территориальному переливу капитала;

        стимулирование накопления капитала и сбережений, сдерживание личного потребления капитала;

        обеспечение социальных потребностей всех слоёв населения.

Как показывает практика, развитые страны широко используют преимущества и возможности налоговой системы для стимулирования развития экономики. Так, если изначально налоговая система в этих странах была в основном направлена на выполнение фискально-перераспределительной задачи, т.е. путем перераспределения доходов предпринимательства и населения обеспечивать финансовыми ресурсами доходную часть государственного бюджета (в развитых странах налоги покрывают примерно 90% доходов госбюджета), то в настоящее время одна из основных функций системы налогообложения – регулирующая. О чем свидетельствует анализ систем налогообложения развитых стран.

Именно налоговая реформа сыграла важную роль с точки зрения стимулирования экономического роста в этих странах.  В последующие годы изменения в системе налогообложения, если и имели место в отдельных странах, то не изменили общих принципов этой системы.

При сопоставлении систем налогообложения зарубежных стран и действующей в нашей стране, можно выделить негативные черты нашей системы, которые не способствуют созданию благоприятных условий для развития, а именно:

        нестабильность налоговой политики, характеризующаяся отсутствием единой цели в построении системы;

        большая доля налогового бремени, обусловливающая создание теневой системы;

        нерациональное распределение налоговых льгот;

        отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики;

        большая величина начислений на заработную плату;

        неэффективность единой ставки налога на доходы физических лиц;

        перенос основного налогового бремени на производственные отрасли и т.д.

Таким образом, являясь одним из главных элементов рыночной экономики и инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития, налоговая система России должна быть адаптирована к изменяющимся условиям и способствовать, а не препятствовать развитию.

Нестабильность налогов, постоянное изменение количества налогов и налоговых ставок, наличие «лазеек» в налоговом законодательстве для недобросовестных налогоплательщиков, непродуманность системы налогообложения для целей стимулирования развития предприятий и отрицательно влияет на экономическую ситуацию в целом и является, наряду с другими, фактором, обусловливающим негативное восприятие отечественной экономики для зарубежных партнеров и инвесторов.

Как показывает практика, уже на стадии формирования бизнеса, отечественная система налогообложения выполняет «угнетающую» функцию – большое налоговое бремя для предприятия, только что «встающего на ноги», способно загубить любой бизнес (конечно же, если не существует определенных «коррупционных» договоренностей с представителями власти и налоговой инспекцией).

В дальнейшем, при условии выживания, отечественные предприятия и организации встают перед выбором: или выполнять все требования налогового законодательства и оставаться после выплаты всех налогов на безубыточном уровне, или искать пути «оптимизации» налогового бремени, в том числе используя «серые» схемы, но получая какие-то средства как для стимулирования развития, так и для эффективной работы.

Для нас проблема повышения эффективности системы налогообложения актуальна по двум причинам. Первая – выход из сложившегося кризиса в экономике возможен только при условии создания необходимых условий для предприятий (исходя из характеристики кризисных и посткризисных стадий теории волн). Вторая – заявленное приоритетное направление развития экономики – инновационное, однако, опять же, без создания определенных условий, в том числе, оптимизации налогообложения, направление так и останется лишь задекларированным на бумаге без реального воплощения. К тому же, в решении задач выхода страны из кризиса, обеспечения динамически устойчивого развития экономики первостепенная роль принадлежит инновационной деятельности, способной обеспечить непрерывное обновление технической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продукции, эффективное проникновение на мировые рынки товаров и услуг.

Инновационный тип экономического развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы. Одним из основных рычагов, как показывает опыт развитых стран, является налоговое стимулирование.

В России принято прямое финансирование разработок, однако на сегодняшний день не существует необходимой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное движение средств из соответствующих фондов до предприятий – участников инновационного процесса. И здесь речь идет не только о непосредственных инновационных предприятиях, занимающихся научными разработками. Ведь на самом деле, в инновационном процессе принимают участие различные виды организаций и предприятий. Поэтому важно рассмотреть возможность налогового стимулирования инноваций.

Прежде всего, это касается проблемы высокого уровня страховых взносов. В отличие от основной массы предприятий, в расходах научных и инновационных организаций наибольший удельный вес (от 50 до 80%) занимают расходы на оплату труда и, соответственно, выплаты страховых взносов. В настоящее время эта величина составляет 30%, , что является очень тяжелым бременем для инновационных компаний.

Второй проблемой, обусловленной спецификой инновационных предприятий, является амортизация.

Амортизация является универсальным механизмом налогового стимулирования инновационной деятельности организаций, признанным во всем мире, так как ее начисление создает важный источник финансирования инноваций для организаций, заинтересованных в дальнейшем росте, модернизации и техническом перевооружении своего производства. На сегодняшний день существуют проблемы по следующим направлениям:

        существующая классификация основных средств, лежащая в основе определения величины амортизационных отчислений, не учитывает многих факторов, влияющих на процесс начисления амортизации, например, скорость развития технологий, заставляющая обновлять основные средства до истечения физического срока их службы;

        низкая эффективность системы налогового учета и расходов на НИОКР, в том числе в сфере применения льгот для ускоренной амортизации.

Кроме того, важно отметить тот факт, что сегодня на отечественных инновационных предприятиях практически отсутствует практика использования амортизации нематериальных активов (например, патентов), что также может быть эффективным инструментом при формировании необходимых источников финансирования инноваций.

Специалистами выделяются также и другие недостатки инновационного налогового стимулирования, а именно:

низкая эффективность льготного налогового стимулирования, характеризующегося отсутствием системности, непостоянством, малочисленностью, малым охватом всей совокупности институтов и отношений, присущих инновационной деятельности [1], а также не компенсирующим предпринимательский риск, связанный с ведением инновационной деятельности;

  отсутствие единого закона об инновационной деятельности, законодательства в области патентования, лицензионного права, законов о промышленных образцах, охраны объектов интеллектуальной собственности и прав собственности на них;

   отсутствие гарантий стабильности налогообложения на весь срок реализации долгосрочных инвестиционных проектов;

    отсутствие заинтересованности самой власти в реализации высокорисковых инновационных проектов.

Таким образом, налоговое законодательство РФ в области инноваций имеет ряд существенных проблем, что не позволяет обеспечить эффективное функционирование инновационных предприятий. Налоговое законодательство недостаточно ориентировано на создание стимулов у собственников предприятий к стратегическому планированию и к проведению своих собственных исследований и разработок. Поэтому необходимо выявить и устранить существующие проблемы налогообложения инновационной деятельности, скорректировав тем самым направление и темп развития РФ.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 1 октября 2008 года, налоговые льготы отдельно выделены как перспективный инструмент для стимулирования развития инновационной активности хозяйствующих субъектов. В настоящее время делаются попытки в сфере оптимизация инновационного налогообложения. При этом существующие льготы для инновационных предприятий несколько отличаются от принятых в других странах.

Однако, активность государства в настоящее время не приводит к каким-либо заметным результатам. Например, как отмечается в статистическом исследовании, выполненном по заказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга в 2009 году, только 3% опрошенных руководителей организаций, осуществляющих НИОКР, считают, что данная льгота способна быть стимулом для дополнительных исследований и разработок и, как следствие, стимулировать инновации[2].

Специалистами предлагается в качестве решения проблем использовать введение специального налогового режима. Специальные режимы установлены для различных видов организаций, которые в силу специфики осуществляемой ими деятельности требуют специальных подходов при налогообложении. Такой спецификой, несомненно, обладают научные и инновационные организации. Основным результатом введения нового специального налогового режима могло бы стать в первую очередь снижение общего налогового бремени на организации инновационной сферы.

Также, в целях стимулирования взаимодействия инновационных структур друг с другом, в частности, можно ввести льготы, поощряющие эффективное использование в отношении научно-технических комплексов принципа «консолидированного налогоплательщика», когда инновационные затраты и связанные с нововведениями убытки одних участников могут покрываться за счет доходов других системообразующих организаций. Льготы должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы обеспечить системное развитие научно-технического комплекса.

Важно отметить, что во всем мире основой инновационной деятельности являются малые предприятия. Поэтому необходимо обеспечить льготное налогообложение малых предприятий в данной сфере.

Кроме того, механизмы налоговой политики страны и налогового администрирования должны предусматривать упрощение всей налоговой системы РФ, снижение издержек налогоплательщиков, которые возникают вследствие соблюдения и исполнения их налоговых обязательств.

 

Обсудить на форуме



[1] В РФ большинство льгот предоставляется организациям, только если они являются резидентами особых экономических зон, т.е. практически эти льготы носят точечный локальный характер

[2] Инновационный Петербург: факты и цифры. СПб. КЭРППиТ. 2009. Стр. 42