Фактор "Ресурсное проклятие"


После развала Советского Союза Россия значительно сократила свой экономический потенциал, стала утрачивать традиционный статус великой державы. Для того чтобы вернуть утраченные позиции и поднять уровень экономики до мировых стандартов, необходимо оптимизировать ее структуру, произвести модернизацию основных факторов народного хозяйства на основе современных технологий и значительного повышения объема инвестиций.

Как отмечают специалисты, в качестве одного из источников развития отечественной экономики могут рассматриваться природные ресурсы: их реализация может обеспечить необходимый входящий поток средств. Однако, как склонны считать многие экономисты, высокая обеспеченность природными ресурсами, скорее, тормозит развитие, чем способствует ему. Такой феномен носит название «ресурсное проклятие».   

Термин «ресурсное проклятие» был введен в 1993 году географом-экономистом Ричардом М. Аути из Университета Ланкастера в результате изучения динамики ВВП в зависимости от изменения цен на нефть. Формулировка «теории ресурсного проклятия» состоит в том, что ресурсное богатство стран, в противоположность обыденным представлениям, приводит к их отставанию в экономическом развитии[1].

Среди основных причин, определяющих отставание таких стран, специалистами выделяются[2]:

  • снижение конкурентоспособности других секторов экономики, вызванное увеличением реального обменного курса, связанным с притоком в страну доходов от ресурсов;
  • высокая изменчивость доходов от продажи ресурсов на мировом рынке;
  • ошибки в государственном регулировании или развитие коррупции, связанные с притоком «лёгких» денег в экономику.

«Ресурсное проклятие» может быть свойственно странам с различными уровнями развития рыночной экономики и политической системы.

Свое развитие «теория ресурсного проклятия» получила в работах советника правительств России (при Ельцине), Польши, Югославии, Африки, Азии и Восточной Европы, автора «шоковой терапии» и прочая, и прочая Джеффри Сакса и Эндрю Уорнера.

При этом до сих пор среди экономистов нет единого подхода к определению механизма «ресурсного проклятия». Одни исходят из того, что высокая волатильность мировых цен на сырье делает и ВВП, и доходы бюджета сырьевых стран малопредсказуемыми, а это мешает добиться долгосрочного стабильного роста. Так, падение мировых цен на нефть сделало неизбежным кризис 1998 года в России, а их последующий рост до небывалых значений привел к удорожанию рубля и снижению конкурентоспособности российской промышленности.

Другой часто обсуждаемый эффект «ресурсного проклятия» – так называемая голландская болезнь, представляющая собой негативный эффект, оказываемый укреплением реального курса национальной валюты на экономическое развитие в результате бума в добывающем секторе. Бум может быть вызван открытием месторождений полезных ископаемых или ростом цен на экспорт добывающих отраслей. Этот эффект получил свое название после открытия Голландией месторождений природного газа в 1959 г. Рост экспорта газа привел к увеличению инфляции и безработицы, падению экспорта продукции обрабатывающей промышленности и темпов роста доходов в 70-х гг. Рост цен на нефть в середине 70-х и начале 80-х гг. вызвал подобный эффект в Саудовской Аравии, Нигерии, Мексике[3]. Некоторые признаки этого явления отмечались в 1960-х годах в Нидерландах, однако пока не существует достаточных эмпирических подтверждений проявления «голландской болезни».

Существуют и другие механизмы проявления «сырьевого проклятия». В частности, многие гражданские конфликты XX века были вызваны именно попыткой захватить контроль над сырьевой рентой. В других случаях борьба за ренту порождает коррупцию в бизнесе и государстве, что существенно искажает размещение ресурсов в экономике. Еще одно последствие обилия природных ресурсов и сырьевой ренты – отсутствие у государства стимулов к проведению необходимых для экономического развития реформ (либерализации торговли, повышения эффективности госаппарата). В России на фоне сверхвысоких цен на нефть полностью замерли структурные реформы.

Но, по нашему мнению, важнейшим механизмом проявления «ресурсного проклятия» является недостаточное развитие в богатых ресурсами странах человеческого капитала.

В зависимости от обеспеченности природными ресурсами можно условно выделить две траектории экономического развития. В странах с большими запасами природных ресурсов примитивная трудоемкая добыча ресурсов сменяется постепенно все более капиталоемкой: ручной труд на шахтах замещается техникой, развиваются отрасли, перерабатывающие ресурсы. Богатые нефтью страны по мере накопления капитала проходят путь от примитивной добычи до развития нефтехимической промышленности. Страна экспортирует товары, связанные с сырьем, поскольку именно запасы сырья определяют ее место в мировом разделении труда, но доля добавленной стоимости в этих товарах постепенно повышается.

Траектория развития стран, бедных ресурсами, выглядит иначе. Здесь сначала начинают развиваться ремесла, требующие много труда и мало других ресурсов. Постепенно накопление капитала приводит к развитию все более сложных обрабатывающих отраслей, где основными факторами производства являются труд и капитал. Экспорт такой страны, вначале весьма трудоемкий, в дальнейшем становится все более и более капиталоемким.

Две эти траектории принципиально различаются динамикой накопления человеческого капитала, который включает как формальный уровень образования, так и развитие навыков и умений, необходимых для производства продукции. В условиях богатой ресурсами экономики в добывающих и обрабатывающих отраслях капитал постепенно замещает труд и снижает его роль в производстве. Здесь и возникает проблема. С одной стороны, стимулы к инвестициям в человеческий капитал снижаются, а с другой, переход на следующую ступень развития – к примеру, от добычи сырья к переработке – невозможен без достаточного количества высокообразованных и квалифицированных работников.

Данная проблема не возникает в бедных ресурсами экономиках. Здесь по мере накопления капитала труд становится все более и более дефицитным, то есть более дорогим, а потому у самих работников имеются стимулы вкладывать средства в приобретение новых навыков, что, в свою очередь, ускоряет развитие новых, более прогрессивных отраслей обрабатывающей промышленности.

Чтобы проверить эту гипотезу, специалисты ЦЭФИР изучили особенности развития 11 отраслей промышленности в 44 странах на протяжении 1980-1990 годов. Выяснилось, что в богатых углеводородами странах отрасли, где больше используются работники с высоким уровнем человеческого капитала (нефтехимия, машиностроение и другие), находятся в менее выгодном положении по отношению к другим отраслям (например, к пищевой промышленности), чем в странах, бедных ресурсами. В экономиках, богатых природными ресурсами, отрасли, требующие высококвалифицированного труда, теряют 1-2% роста в год по сравнению с теми же отраслями в бедных ресурсами странах.

Подтверждением влияния механизма ресурсного проклятия для нашей страны являются проведенные исследования в статьях Снижение уровня образования и Снижение качества трудовых ресурсов.

Действительно, анализируя происходящую в нашей стране ситуацию можно отметить потерю интереса со стороны Правительства к развитию трудовых ресурсов и обеспечения высококачественной системы образования. Существующая «псевдозабота» в виде сомнительных реформ направлена, в основном, на разрушение созданной десятилетиями фундаментальной системы.   

Таким образом, существующее положение в нашей стране можно охарактеризовать как «расслабленное» по отношению к стремлению развиваться и внедрять новые технологии. Мы находимся в стороне от развитых стран, которые не только декларируют необходимость внедрения инноваций, но и активно приводят это в жизнь.

Мы же, уверенные в том, что ресурсы будут продаваться и входящий денежный поток будет обеспечен, лишь говорим о необходимости инновационного развития, а на самом деле деградируем, что выражается в сокращении кадрового потенциала и ухудшении системы образования.     

Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий.

 

Обсудить на форуме