Фактор "Монополизация экономики"


 Материал подготовлен совместно с А.В. Рубцовой, СГТУ имени Гагарина Ю.А.

 

Отнесение компании к монополистам основывается на выполнении следующих условий:

  • ее доля на рынке определенного товара превышает 50%;
  • компания является субъектом естественной монополии;
  • ее доминирование установлено антимонопольным органом, исходя из неизменной или малозначительно меняющейся доли компании на рынке относительно размера долей ее конкурентов при условии возможности выхода на рынок новых конкурентов (при этом доля компании может составлять меньше 50%).

Федеральным законом могут устанавливаться случаи, когда доминирующим признается положение компании, занимающей долю на рынке меньше 35%.

Понятие коллективного доминирования появилось в российском антимонопольном законодательстве в 2006г с момента принятия закона «О защите конкуренции».

Оно предполагает, что доминирующее положение может занимать каждая из нескольких компаний, если к ней применяются следующие условия:

  • совокупная доля не более чем трех компаний превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти компаний превышает 70% (при условии, что доля каждой из этих компаний не менее 8%);
  • в течение длительного периода (не меньше года) доли компаний на рынке не менялись или менялись незначительно;
  • доступ на рынок для других компаний затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый товар не может быть заменен другим товаром при потреблении;
  • рост цены товара не обусловливает соответствующее снижение спроса на товар;
  • информация о цене и об условиях реализации товара на рынке доступна неопределенному кругу лиц[1].

В настоящее время экономика России характеризуется наличием монопольного положения организаций, главным образом, в сфере ресурсного обеспечения. Также, монопольное положение занимают ряд компаний в сфере перевозок, например, ОАО «РЖД».

Как отмечается специалистами, в условиях рыночной экономики монопольное положение организации свидетельствует о ее высоком развитии, ориентации на рынок, постоянном развитие. Именно постоянное развитие и стремление наилучшим образом удовлетворить требования потребителей определяют лидирующее монопольное положение на рынке и «оттягивание» на себя наибольшей доли на рынке.

К сожалению, как показывает практика, в нашей стране быть монополистом не значит быть лучшим. Известно, что монополиями отечественными компании становились далеко не за счет обеспечения высокого качества продукции или услуг. В настоящее время нам приходится быть потребителями существующих монополий только потому, что нет альтернативы. А доступ к рынку альтернативы сегодня значительно затруднен, в том числе высокими административными барьерами.

Как результат, на сегодняшний день существующие монополии успешно пользуются своим положением, предоставляя на рынок продукцию и услуги не всегда высокого качества, но по весьма высоким ценам. Учитывая, что большинство из монополий – поставщики ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг, сложившаяся ситуация негативно отражается и на отдельных предприятиях, и на экономике в целом. Подробно вопросы, связанные с влиянием цен на тарифы используемых ресурсов рассмотрены в статье Высокая себестоимость производства продукции и оказания услуг.

На сегодняшний день одним из немногих инструментов борьбы с негативным влиянием монополизации экономики является антимонопольное законодательство и, в частности, российский Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данный закон основан на теоретическом представлении, что хозяйствующие субъекты могут, не прибегая к насилию и мошенничеству, посредством ряда добровольных соглашений, уничтожить конкуренцию и установить монополию.

Считается, что в условиях монополии цена товара будет выше, а объем производства ниже, чем при конкуренции. Чтобы избежать этих последствий, антимонопольное регулирование вводит запреты на многие виды сделок.

Оно запрещает назначать «монопольно высокие» цены, которые неблагоприятны для покупателей, и «монопольно низкие», которые внушают конкурентам страх, что они будут вытеснены с рынка, после чего установится монополия и цены возрастут. Запрещено предлагать разным партнерам разные («дискриминирующие») условия контрактов, если вы не можете дать антимонопольному органу экономическое или техническое обоснование своих действий. Запрещено «навязывать невыгодные условия договоров». «Необоснованный отказ в заключении договора» с контрагентом также запрещен. Не дозволяется ограничивать или прекращать производство и сбыт тех товаров, поставка которых может быть, с точки зрения суда, рентабельной. Если компания когда-либо продавала свою продукцию через фирмы, одновременно торгующие товарами конкурентов, то она не имеет права перейти к системе сбыта, основанной на эксклюзивных дилерах или фирменных магазинах. Крупные сделки по слияниям и поглощениям, купле-продаже, аренде и залоге производственных активов разрешены только с одобрения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).Можно привести ряд примеров по борьбе с различными видами злоупотреблений доминирующим положением.

По закону «О защите конкуренции», органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Наиболее строг запрет на формирование картелей — соглашений между конкурентами о ценах и объемах поставок. Некоторые из перечисленных практик при определенных условиях все же считаются допустимыми, но запрет на картели в мировой практике исключений не знает. Нередко он даже подкрепляется уголовными преследованиями. Формирование картеля одновременно предполагает назначение «монопольно высокой цены» и де-факто является сделкой, направленной на экономическую концентрацию. Таким образом, картель — «идеальное» нарушение антимонопольного законодательства. Поэтому в силу ограниченности места мы ограничимся рассмотрением только этого «преступления против конкуренции».

Действия каких органов власти контролирует ФАС:

  • Федеральных органов исполнительной власти;
  • Органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • Органов местного самоуправления;
  • Иных органов и организаций, осуществляющих функции органов власти;
  • Государственных внебюджетных фондов;
  • Центрального банка России.

Действие закона «О защите конкуренции» не распространяется на акты/действия:

  • Государственной Думы и Совета Федерации Российской Федерации:
  • Администрации Президента Российской Федерации;
  • Правительства Российской Федерации[2].

 

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. При этом антимонопольное регулирование находит применение уже длительное время в различных странах .

Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.

Сейчас среди экономистов распространяется скепсис в отношении антимонопольного законодательства как такового. Надо сказать, что вплоть до 1920-х гг. экономисты-профессионалы почти единодушно отрицали его, после чего появились теории, призванные обосновать его полезность и необходимость. Появление этих теорий совпало с периодом, когда общее количество экономистов резко возросло, причем большинство из них было востребовано государственными организациями, занятыми регулированием экономики. Не удивительно, что при этом экономисты в целом стали более склонны поддерживать государственное вмешательство в хозяйственную деятельность. Однако основания антимонопольного законодательства все равно выглядят спорными даже в глазах его сторонников.

Так, руководители ФАС Артемьев и Сушкевич пишут, что «по пальцам одной руки можно пересчитать прикладные исследования, которые бы содержали оценку эффективности антимонопольного вмешательства в функционирование рынков, выявляли бы его реальных бенефициаров, побочные эффекты такого вмешательства и, уже с использованием полученных на предыдущем этапе выводов, критически оценивали инструментарий антимонопольного воздействия на рынки и их отдельных участников», после чего авторы предлагают экономистам пройти этот путь и только после этого давать оценку антимонопольному законодательству. Другими словами, даже сегодня, после более 100 лет применения антимонопольного законодательства, ему все еще не достает эмпирической и теоретической базы.[3]

 

Обсудить на форуме



[1] fas.gov.ru

[2] fas.gov.ru

[3] prompolit.ru