Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия


 

 

Успешное развитие предприятия в условиях рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования.

Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности.

На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды. Эффективным направлением перспективного управления инвестиционной деятельностью организации, подчиненного реализации целей ее общего развития в условиях происходящих существенных изменений макроэкономических показателей, системы государственного регулирования рыночных процессов, конъюнктуры инвестиционного рынка и связанной с этим неопределенностью, выступает управление инвестиционной деятельностью предприятия на принципах стратегического менеджмента. В основе такого управления лежит инвестиционная стратегия предприятия.

Бясов К.Т. определяет инвестиционную стратегию как «систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности организации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения». Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, план) инвестиционной деятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта.

Разработка инвестиционной стратегии фирмы является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов, что является довольно трудоемким процессом.

Исходной предпосылкой разработки инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития предприятия. По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией.

Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Стратегический процесс управления инвестиционной деятельностью предприятия


На первом этапе данного процесса формируются стратегические цели инвестиционной деятельности, которые должны исходить, прежде всего, из системы целей общей стратегии экономического развития. Эти цели могут быть сформированы в виде обеспечения прироста капитала; роста уровня прибыльности инвестиций и суммы дохода от инвестиционной деятельности; изменения технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений; изменения отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т.п.

При этом формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно увязываться со стадиями жизненного цикла и целями хозяйственной деятельности предприятия.

Реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям. Одно из них охватывает разработку стратегических направлений инвестиционной деятельности, другое - разработку стратегии формирования инвестиционных ресурсов. Этот этап является наиболее ответственным и сложным.

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности.

Выбор того или иного направления инвестиционной деятельности существенно зависит от стадий жизненного цикла предприятия.

На стадии зарождения требуются большие инвестиции, поскольку компания создает свои конкурентные преимущества. Она вкладывают средства в НИОКР, сбыт, сервис. Если компания вложила средства в создание конкурентных преимуществ, она займет сильную конкурентную позицию. Компании со слабой конкурентной позицией на всех стадиях жизненного цикла могут выбрать уход для прекращения своих потерь.

В стадии роста естественна стратегия роста компании с расширением рынка. Компании требуются значительные вложения для поддержания своего успеха. Одновременно компании стараются консолидировать существующие маркетинговые ниши и войти в новые. Следовательно, компании должны вкладывать ресурсы в маркетинг, кроме того, они должны окончательно выбрать свою базовую стратегию (например, слабые компании - фокусирование).

При замедлении роста конкуренция растет и компаниям с сильной конкурентной позицией нужны ресурсы на расширение рынка за счет доли слабых компаний. Характер инвестиций зависит от стратегии фирм. Например, для ценового лидера при угрозе ценовой войны важны вложения в управление стоимостью, а при дифференциации необходимо усилить продуктовый диапазон и сети распределения.

На стадии зрелости компании в условиях усиливающейся конкуренции стремятся защитить свои позиции. Поэтому инвестиции вкладываются в поддержку стратегии. На этой стадии компании желают возвратить свои прошлые инвестиции. Пока новые прибыли реинвестировались в дело, дивиденды были малы, а теперь компании могут избрать стратегию максимальных прибылей собственников.

Бланк И.А. определяет следующие задачи, которые должны решаться в процессе разработки стратегических направлений инвестиционной деятельности:

         Определение соотношения различных форм инвестирования на отдельных этапах перспективного периода.

         Определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности.

         Определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов призвана обеспечить бесперебойную инвестиционную деятельность в предусмотренных объемах; наиболее эффективное использование собственных средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость компании в долгосрочной перспективе.

В процессе разработки стратегии формирования инвестиционных ресурсов рассматриваются следующие этапы:

1. Прогнозирование потребности в общем объеме инвестиционных ресурсов. На этом этапе определяется необходимый объем финансовых средств для инвестирования.

2. Изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников. При всем многообразии источников финансирования их в конечном счете можно свести к трем основным формам:

         самофинансирование (собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора);

         долговое внешнее финансирование (заемные средства инвесторов или переданные им средства);

         прямые инвестиции (привлеченные финансовые средства инвестора).

3. Определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов. Позволяет рассчитать пропорции в структуре источников инвестиционных ресурсов. Обычно рассматриваются пять основных методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов:
1. Полное самофинансирование предусматривает осуществление инвестирования исключительно за счет собственных источников.

2. Акционерное.

3. Кредитное финансирование.

4. Лизинг или селенг.

5. Смешанное финансирование.

С учетом перечисленных методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов определяются пропорции в структуре источников инвестиционных ресурсов.

4. Оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов. Конкретизация инвестиционной стратегии по периодам ее реализации предусматривает установление последовательности и сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с общей стратегией экономического развития компании, а также с прогнозируемыми изменениями конъюнктуры инвестиционного рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

Оценка разработанной инвестиционной стратегии осуществляется на основе следующих критериев:
1) согласованность инвестиционной стратегии компании (фирмы) с общей стратегией ее экономического развития.

2) внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии (сбалансированность отдельных стратегических целей и направлений инвестиционной деятельности, а также последовательность их выполнения);

3) согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой;

4) реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала. приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии.

5) результативность инвестиционной стратегии.

После завершения планового процесса перед предприятием встает задача ее внедрения и реализация в соответствие с инвестиционными целями и разработанными планами.

Для предупреждения возможных ошибок и недоработок, своевременного выявления отклонений от заданного направления, эффективного достижении поставленных задач в установленные сроки предприятию необходимо установить механизм оценок и контроля, который должен включать:

         определение критериев для оценки результатов;

         сопоставление фактических показателей с намеченными;

         анализ отклонений между ними;

         внесение корректив в стратегию в случае необходимости.

Такой механизм контроля подразумевает наличие системы обратной связи и в зависимости от результатов может служить для пересмотра целей инвестиционной деятельности и стратегии.

 

Вернуться к списку публикаций