Бизнес-план как инструмент развития бизнеса
В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, особенно актуальным становится умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования кампании.
В современной деловой практике, бизнес-план больше не рассматривается как документ исключительно для привлечения инвестиционных средств на предприятие. Сейчас его функции гораздо шире – это ключевой элемент для стратегического и финансового менеджмента. Ни один более или менее крупный проект не может проводиться без бизнес-плана, призванного убедить все заинтересованные стороны в эффективности проекта. Он дает возможность еще на стадии подготовки проекта обнаружить возможные проблемы и риски, когда они еще не стали реальными, а объективный взгляд профессионального разработчика поможет заранее предупредить их и свести к минимуму. Тщательная разработка бизнес-плана позволит избежать таких фундаментальных ошибок, как нехватка ресурсов для осуществления проекта и отрицательного баланса движения денежных средств.
Бизнес-план для внутреннего использования – это рабочий документ, по которому руководство предприятия ориентируется в области принятия стратегических решений, связанных с укреплением положения предприятия на рынке или с открытием новых направлений.
Бизнес-план для внутреннего использования просто необходим, если предприятие планирует: расширить или модернизировать производство, открыть новые направления деятельности, реструктурировать уже имеющийся бизнес, освоить новые рынки или продукцию, принять участие в совместном предприятии.
Выделяют три основные цели, для которых составляется бизнес-план для внутреннего пользования:
– стратегическое планирование;
– реструктуризация бизнеса;
– повышение эффективности финансового менеджмента.
Бизнес-план для стратегического планирования описывает стратегию достижения целей компании на 3-5 лет вперед. Он включает в себя анализ внутренних и внешних факторов развития предприятия, рассматривает соответствие внутренней среды предприятия внешним условиям. Данные аспекты рассматриваются по функциональным областям деятельности предприятия. Здесь также как и в инвестиционном бизнес-плане разрабатываются маркетинговая, производственная, финансовая и организационная составляющие.
Такой бизнес-план обычно составляется при открытии бизнеса или при начале какого-либо крупного стратегического проекта.
Стратегический бизнес-план разрабатывается на тех же принципах, что и инвестиционный, но затрагивает более глобальные вопросы, касающиеся стратегии развития компании, а потому некоторые аспекты этого документа рассматриваются с меньшей детализацией.
Целью разработки бизнес-плана для реструктуризации бизнеса является формализованное описание того, как и за счет чего компания может стать более эффективной.
Такой бизнес-план, помимо диагностики окружения компании и анализа его места на рынке, содержит цели и задачи, решаемые в ходе реструктуризации, а также описание процессов, которые необходимо реализовать во время реструктуризации, в том числе в областях маркетинга, производства, финансов, управления, организационных структур. Здесь бизнес-план позволяет оценить как риски компании, так и жизнеспособность и эффективность проекта реструктуризации, а также служит важным инструментом получения финансовой поддержки внешних инвесторов.
При разработке бизнес-планов по реструктуризации компании могут быть рассмотрены различные возможности проведения реструктуризации, такие как:
– ликвидация нерентабельных производств;
– освобождение предприятия от содержания объектов социальной и непроизводственной сфер;
– дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия, создание дочерних и зависимых обществ;
– продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов;
– аутсорсинг производственных и управленческих бизнес-процессов;
– применение современных систем управления предприятием (бюджетное управление, система сбалансированных показателей, автоматизация систем управления и др.);
– консервация незавершенного производства, мобилизационного и другого имущества, безвозмездная передача его в государственную и муниципальную собственность;
– приобретение, аренда, лизинг нового, высококачественного оборудования;
– снижение запасов на складах, продажа, сдача в аренду неиспользуемых помещений;
– изменение технологического процесса;
– изменение номенклатуры выпускаемой продукции;
– вывод производственных мощностей из оборота и консервации;
– модернизация выпасаемой продукции с целью повышения ее конкурентоспособности;
– оптимизация сбытой функции (реклама, развитие дилерской сети и пр.).
Таким образом, в рамках любого проекта реструктуризации предприятия, необходимо разработать множество альтернативных вариантов, а иногда и отдельных бизнес-планов, которые нужно состыковать между собой на уровне финансовых потоков, рассчитывая коэффициенты эффективности для каждого направления. Затем осуществить выбор наиболее оптимального варианта развития, приносящего при наименьших единовременных и текущих вложениях наилучший результат.
Качественно разработанный бизнес-план может служить инструментом для управления финансами предприятия. Если любая цель реализующаяся в компании будет рассматриваться как отдельный проект, т.е для каждого проекта будут рассчитаны денежные потоки, финансовый результат и эффективность, то финансовая служба в виде бизнес-плана получает инструмент для планирования финансовой деятельности на несколько лет вперед и основу для эффективного бюджетирования и контроллинга. Хорошо проработанный бизнес-план является инструментом контроля и управления финансами, поскольку служит основой для сопоставления намеченных результатов с фактическими достижениями.